понедельник, 23 марта 2009 г.

11 шагов к новой жизни

Бывают проблемы ситуативные, возникающие под воздействием внешних обстоятельств (наводнение, землетрясение, дефолт), они приходят, отнимают у нас энергию на решение, создают нам убытки и уходят, возможно, навсегда. Все, что мы можем - позаботиться о том, чтобы в следующий раз аналогичная проблема не застала нас врасплох. В основе борьбы с такими проблемами - анализ и превентивные меры, т.е. осознание и предупреждение. А бывают проблемы повторяющиеся в течение нашей жизни неоднократно (ссоры с начальниками, предательство близких людей, не получается построить длительные отношения с противоположным полом, выйти замуж, дети не слушаются, соседи враждебно настроены, не от кого ждать помощи, и т.д.). Происходит это при явно сходных обстоятельствах и нашем в них поведении. И чаще всего нами осознаются только обстоятельства, проанализировать свое поведение при этом мы как правило забываем или не считаем нужным. Но и при попытках разобраться в себе мы редко докапываемся до сути. А все потому, что не всегда представляем себе глубину проблемы.

Условно глубина личностной проблемы, благодаря которой мы наступаем на одни и те же грабли с завидным постоянством, измеряется 11 шагами. Делать их непросто, особенно в той части, которая требует волевых усилий и отказа от привычных форм поведения. Но, как говаривал старина Фрейд, осознание бессознательного поведения - есть главный шаг на пути к решению проблемы. Главный. И, как показывает практика, мы действительно не всегда осознаем, что и зачем мы делаем. Не всегда осознаем ошибки в своих представлениях и пагубность действий. Как писал отечественный гений и основоположник нейролингвистики Л. Выготский, одна и та же мысль может быть высказана разными словами, а одна и та же фраза может выражать разные мысли.

Мысли, как известно, порождают эмоции, эмоции побуждают к действию, получение от этих действий какого-либо удовлетворения приводит к повторению этого действия в дальнейшем, повторение действия - приводит к привычке, формирует стереотип поведения, а из мысли делает установку. И если установка ошибочна, а успех мнимый (например, в ответ на наше не совсем адекватное действие нам пошли навстречу из личной симпатии), в дальнейшем эти же действия будут приводить нас к одной и той же проблеме. Например, в воспитании детей. Маленький ребенок нуждается в контроле - это залог его безопасности и обучения. Родители дают ему конкретные указания и добиваются их исполнения. Это приводит к позитивному результату. Ребенок вырастает и у него появляется потребность в самостоятельности. Контроль родителей воспринимается критически и вызывает различные формы протеста (действия назло, уход из дома, нанесение себе татуировок, пирсинга, участие в неформальных молодежных объединениях.), в ответ родители только усиливают прежние методы воздействия, некогда приводившие к нужному результату, чем лишь усугубляют поведение подростка и отношения с ним. Воспитательная установка стала ошибочной, неадекватной возрасту и качеству личности ребенка. Но осознать этого многие родители сами не в состоянии, даже после квалифицированной лекции психолога, ведь они находятся под воздействием общепринятой установки: чем хуже себя ведет ребенок - тем строже надо с ним поступать. В основе установки - ошибочная причинно-следственная связь между плохим поведением подростка и низкой степенью контроля, между плохим поведением и невоспитанностью, между усилением контроля и повышением ответственности ребенка, его желанием "браться за ум". Добиться же изменения поведения у кого-то, переубедить в чем-либо можно только в том случае, если аргументы актуализируют у субъекта какие-то личные потребности, мотивы и интересы. Абстрактными разговорами о том, как правильно, как надо, и почему это важно именно теперь - ничего добиться нельзя, если эти доводы не задевают подсознательных актуальных в данный момент мотивов субъекта. На этом, между прочим, основана методология НЛП. Но углубляться в нее мы не будем и рассмотрим простой алгоритм 11 шагов решения внутренней проблемы.

1.Описание проблемной ситуации и поиск внутренней проблемы, способствующей ее возникновению.

  • Девушка жалуется, что ее постоянно бросают бой-френды или начинают изменять после нескольких месяцев отношений. Ей предлагается описать свое поведение с каждым бой-френдом и найти общие черты поведения в каждом случае.
2.Формулировка проблемы поведения.

  • Выясняется, что всякий раз она оказывается как бы больше заинтересована в партнере, чем он в ней. Это проявляется рядом действий с ее стороны: повышенной инициативой, легким вступлением в половую связь, попытками контролировать жизнь партнера, ревностью, требованиями и обидами.
3.Осознание проблемы.

  • Девушка до сих пор считала такое поведение нормальным, а целомудрие воспринимала как несовременное, бессмысленное кривляние и предрассудок. Осознав некоторые психические механизмы, работающие во взаимоотношениях полов, она признала свое поведение ошибочным и неблагоприятным для закрепления у мужчины интереса, уважения к ней, а следовательно и возникновения привязанности.
4.Выявление ошибочной установки (дискурса), формирующей именно такое представление о проблеме.

  • Давление и контроль, как способ добиться желаемого поведения - были единственными известными ей стереотипами, унаследованными из отношений с родителями. По себе девушка знала, что когда в детстве она плохо училась в школе или не слушалась, родители начинали ограничивать ее свободу действий, проверяли выполненные уроки и заставляли больше времени уделять учебе и домашним делам. Других способов на практике добиться нужного поведения она не знала. Кроме того, девушка полагала, что в жизни женщины главное - чтобы рядом был мужчина. Страх потерять его и ошибочный стереотип поведения при этом порождали проблему в отношениях.
5.Прояснение понятий, лежащих в основе установки, проблемы и ситуации. Переозначивание.

  • Были выделены ключевые понятия проблемной ситуации девушки: любовь, желание, половое влечение, интерес, брак, личная свобода, доверие, измена, разрыв и т.д.и их признаки. Девушка поняла, что во многом ошибочно трактовала отношение партнеров к себе и выбирала не совсем адекватную форму поведения в ответ. Например, подсознательно она ошибочно воспринимала интимную близость как некое право собственности на партнёра, а свою жизнь без присутствия в ней близкого мужчины считала неинтересной.
6. Уточнение причинно-следственных связей между понятиями.

  •  Переход отношений в интимную фазу не означает, что молодой человек настроен создать семью и провести остаток жизни с ней. А наличие у него подруг по переписке в сети или через смс - не означает, что у него с ними интимные отношения. Даже измена не означает охлаждение чувств и может быть прямым следствием сильного влияния и доминирования любимой девушки. подобные уточнения несколько изменили восприятие девушки, повлияли на ее установки. Впрочем, это еще не отменяло привычных форм поведения.
7. Выявление истоков установки (потребности, ошибки в воспитании, психологические травмы и т.д.).

  • Среди факторов, способствовавших формированию и закреплению таких установок у девушки, были отмечены стереотипы воспитания, заниженная самооценка и зацикленность на отношениях с противоположным полом как на смысле жизни, большая зависимость от родительской фигуры и склонность к поиску покровителя, недостаточная самостоятельность и вера в собственные силы. Оказалось, что девушка никогда не имела работы, которая могла бы полностью обеспечить ее нужды и хотя бы немного соответствовала ее интересам.
8.Осознание ошибочной установки, предопределяющей дезадаптивное поведение.

  • Выявление (психологом) такой установки еще не означает ее осознания клиентом. Психолог помог девушке сопоставить последовательность событий в ее жизни с ее поведением и психологическими механизмами во взаимоотношениях, о которых уже рассказывал ей перед этим. Когда она поняла, как именно портят ей жизнь ее установки, наступило осознание.
9.Формулирование новых, адаптивных установок (дискурсов) по проблемным вопросам на основе переозначенных понятий и уточненных причинно-следственных связей.

  • Девушка согласилась с психологом, что давление и контроль - не эффективное средство для улучшения отношений и сближения. Она поняла, что такие меры могут поставить на путь истинный ребенка, но неприменимы к взрослому партнеру, даже если он действительно виноват, отношений это не улучшит. Негативные эмоции, возникающие в случае ситуации, угрожающей отношениям - естественны, направлять их нужно не на то чтобы заставить партнера вести себя так, как хочет она, а на то, чтобы изменить к нему свое отношение, избавиться от иллюзий и сделать необходимые выводы. Она согласилась и с тем, что заставить другого человека любить невозможно, добиться уважения к себе скандалами и контролем - тоже, что жизнь имеет смысл сама по себе, а не обязательно - в любви и обожании, что в ней есть много вещей, ради которых стоит и нужно жить. Что сама по себе, для себя она значит не меньше, чем будучи в паре с кем-то.


10.Формулирование новых стереотипов поведения на основе новых адаптивных установок.

  • Установки и стереотипы поведения подобны сообщающимся сосудам. Что первично - стереотипы поведения или установки - вопрос риторический, подобный вопросу о яйце и курице. Большинство специалистов склоняются к тому, что стереотипы все же первичней. ведь в младенчестве мы делали что-либо, повинуясь не убеждениям и соображениям, а инстинктам и родительским установкам, не в полной мере осознавая еще их. С другой стороны, инстинкты и рефлексы - начиная с безусловных, так же относятся к установкам, составляя их неотъемлемую часть. Так или иначе, возможно взаимное влияние одного на другое. Психолог предложил девушке изменить привычные формы реагирования на негативное поведение ее бой-френда, исходя из усвоенных установок и причинно-следственных связей. Базовой задачей был поставлен поиск желаемой работы и обретение материальной независимости. Решено было перестать названивать бой-френду если он не звонит ей сам или не находит времени для встречи. Принимая тот факт, что ее друг - свободен от каких-либо обязательств перед ней, она так же согласилась вести себя более независимо, открыто устанавливать новые знакомства и общаться с представителями противоположного пола. Девушка согласилась и с тем, что вступление в половую связь в самом начале знакомства неприемлемо и роняет ее в глазах потенциального жениха, а претендовать на верность партнера до свадьбы нет никаких оснований.
11.Освоение и закрепление новых стереотипов поведения (повторение -> привычка)

  •  Как и в отучении от курения и употребления алкоголя, смена форм поведения требует немалых усилий воли. Кроме того не всегда эти усилия немедленно вознаграждаются. Впрочем, человеческие отношения менее предсказуемы, чем биологические процессы. Смена форм поведения не привела к позитивным переменам в отношениях с тем парнем, проблемы с которым и привели девушку на прием к психологу. Но спустя некоторое время у нее появился новый друг, в отношениях с которым она строго придерживалась правил, оговоренных с психологом, что дало вполне закономерный результат. Однако, я думаю, что само это знакомство стало возможным именно благодаря смене установок и, не исключено, что некоторой перемене во вкусе. "Я не тех выбирала" - сказала она мне как-то при встрече. На что я заметила: "Ты выбирала себе под стать, просто с тех пор твоя стать изменилась."

Комментариев нет:

Отправить комментарий