Вертолеты + парусники = любовь. Вертолеты в этот раз подождут, когда я разбогатею на краш-курс и лицензию, а с парусниками гораздо легче, особенно когда живешь в двадцати минутах езды от моря и в нашу гавань заходят корабли. В этом году они, правда, зайдут не в нашу гавань, а в Хартлипул. Но это недалеко, так что посмотрим обязательно. А в Хартлипуле уже есть парусное сокровище и я его увидела!
В прошлые выходные у нас началась весна, даже иней с машин утром счищать не пришлось. Можно было наконец отправиться за какими-нибудь приключениями. Запланированным приключением оказался именно Хартлипул, где, как мы узнали из недавнего документального фильма о британском флоте, стоит на вечном приколе фрегат времен Нельсона, именем "Тринкомали".
Хартлипул от нас минутах в сорока на юг. Порт как порт, ничем особеным не примечателен, скучная набережная, скамейки-фонари... Но из-за крыш ближайшего паба и старых портовых складов, как шило из мешка, выпирают гордые мачты.
Там же небольшой музейчик и историческая гавань, потому что такую красотищу швартовать к бетонной набережной, скамейкам и модерновым фонарям просто смертный грех.
Гавань отличная, все как в XIX веке: мощеная набережная, бочки, снасти, несколько обычных береговых заведений: оружейная, ателье для пошива офицерских мундиров, адмиральские квартиры, типография, лавка типа "товары в дорогу" со спецификой того времени и... для чего-то магазин анатомических пособий и моделей - на витрине разноцветные вставные глаза (Нельсону на зависть) и прочие человеческие запчасти.
Гавань не пустая, ее населяют качественно выполненные фигуры разных живописных персонажей - целая толпа. Вот, например, работники типографии.
А это молодой офицер на примерке в ателье. Бравый вояка - маменькин сынок, каких поискать. С ним на примерку притащилась вся семья: пожилой отец, старый морской волк, и легкомысленная мамаша с собачонкой. Портной, бедняга, заманался выполнять указания строгого отца...
А вот и Горацио собственной персоной. Он здесь неспроста...
Но царствует в этой гавани, конечно, фрегат.
В английском языке слово "корабль" женского рода, поэтому все время непривычно читать в литературе описания кораблей с местоимением "she". Но приходится привыкать, так что иногда буду называть "его" - "ею":) Итак, несколько технических параметров этой красавицы: рост, объем талии и т.п.
Фрегат "Тринкомали" относится к серии из 32 кораблей, построенных с 1800 по 1830 год. Водоизмещение 1447 тонн, 1066 брутто-регистровых тонн. Длина по палубе 45,7 м, по килю 38,2 м, ширина 12,2 м, высота 3,9 м, осадка с балластом 3,8 м. После реставрации поставлены новые мачты со смотровыми площадками. В период службы экипаж составлял до 300 человек. На борту было (и есть) 46 пушек. Владелец - фирма "Foudroyant Trust".
Фрегат построен был в 1817 году на верфях семейства Вадиа в Бомбее
и был назван в честь цейлонского порта Тринкомали, где в 1782 году Королевский флот несколько потрепал вечных соперников - французов. Построили его из прочного тропического тикового дерева (дуб был в дефиците), но оно и к лучшему - дубовые корабли практически не сохранились до нашего времени. Так что музейным своим почетом фрегат обязан режиму экономии... Однако на боевой службе британской короне "Тринкомали" провел фактически всего несколько лет. После перехода от индийских берегов в Великобританию он двадцать пять лет простоял без дела в Портсмуте. В 1852 году - первый поход в Вест-Индию и в Калифорнию. Это все было написано на музейных стендах и не вызвало сперва никакого волнения. Зато потом... Потом я наткнулась там на глобус, на котором пунктиром были вычерчены маршруты "Тринкомали". И увидела вот что:
Ага! А мы, оказывается, хаживали и на Камчатку. Значит, Крымская война. Значит, осада Петропавловска в 1854 году. Собственно, в 1854 году вдвое уступавший численностью Петропавловский гарнизон под командованием генерал-губернатора Василия Степановича Завойко дал хорошего отлупа Королевскому флоту и даже, помнится мне, трофейное знамя имеется.
Позор был неслыханный. Британцы с французами пришли солидной эскадрой вновь через год и... никого не нашли. То есть совсем. Петропавловский флот под носом у союзных британских и французских кораблей перебазировался сперва в бухту Де-Кастри на Сахалине, а оттуда в устье Амура, туда же ушли все суда с Сахалина - кстати, век учись, дураком помрешь - до Камчатской кампании британские картографы, доверившись заблуждению Лаперуза, были убеждены в том, что Сахалин - полуостров! Итак, в 1855 британцы, не встречая никакого сопротивления, входят в Авачинскую бухту, высаживаются на безлюдный берег у мыса Сигнального, город оставлен, все ценное жители унесли с собой, - высаживаются, околачиваются несколько дней, от нечего делать спаливши церковь и контору Российско-Американской компании, а потом озадаченно уходят. Высаживаются на одном из островов, но ни одной русской души там не обнаруживают, лишь удивленных аборигенов - айнов. Случайно, однако, напоровшись на горстку казаков с тремя пушками, встречают достойный отпор, но воевать уже не хотят, выбрасывают белый флаг и вежливо интересуются, не знают ли досточтимые сэры казаки, куда, собственно говоря, подевался российский флот? Казаки выражают искреннее сочувствие и советуют усерднее заняться географией. Адмирал Джеймс Стирлинг, пытаясь сохранить лицо, написал: "Ну и что с того, что мы не добились ярких успехов? Зато мы исколесили Камчатское, Японское и Охотское моря вдоль и поперёк..." Чего уж тут, достижение! Зато журналисты "Таймс" сокрушенно и ПРАВДИВО заметили: "Русская эскадра под командой адмирала Завойко переходом из Петропавловска в Де-Кастри и потом из Де-Кастри нанесла нашему британскому флагу два чёрных пятна, которые не могут быть смыты никакими водами океанов во веки веков". Эти факты я вычитала в книге Юрия Завражного "Забыть адмирала!".
Вот так нежданно-негаданно являются в полном блеске отражения российской военной истории за тридевять земель, как свет далеких звезд. И не впервой. Шведский замок Грипсхольм когда-то встретил меня русскими пушками невиданной красоты. Берегут они трофеи из Нарвы, ох как берегут...
На борту "Тринкомали" встретила нас толпа воскового народу: матросы за карточной игрой, вахтенный офицер, кок, с трудом ворочающий горячую сковородку.
Капитанское житье - деловая роскошь, бытовой аскетизм.
Пушки (хорошо, что из них все-таки не стреляли по русским морякам!)
Офицерская трапеза. Стол находился прямо рядом с каютами. Если честно, фрегат показался мне все же тесноват для трехсот моряков.
Отслужив свое, "Тринкомали" вернулась в Англию и... оказалась не у дел. На смену романтичным парусным боевым кораблям приходят тяжелые броненосцы, техника неумолимо совершенствуется. Красавицу переводят в резерв флота и переименовывают в "Foudroyant" - "Молниеносный" в честь погибшего в шторм флагмана Нельсона. В резерве для фрегата нашлась работа в качестве учебного судна, затем роль в кинофильме "Леди Гамильтон", немецкие бомбардировки Второй мировой войны и, наконец, реставрация в Портсмуте и торжественный "мертвый прикол" в Хартлипуле.
На этом Шахерезада прекратила дозволенные речи и удалилась на подушку. Продолжение следует и будет посвящено обнаруженным в гавани старинным рекламам, объявлениям и прочим занятным вещам.
понедельник, 22 марта 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий