Пожалуй, выложу-ка я свой зилантконовский доклад. Поскольку, учитывая нынешнее состояние журнальных дел, опубликован он вряд ли будет.
Доклад был зачитан на семинаре по фантастиковеднию и даже словил некоторую почетную гармотку. Он довольно большой, поэтому выкладываться будет по кускам.
Как минимум, шестеро френдов на этом семинаре были, и могут смело эти посты пропускать, остальные -- как хотят.
Сегодня -- введение и первая глава
ВИДЕНИЕ ЭСКАФЛОНА или ПРОГУЛКИ ПО ЛЕСУ АРХЕТИПОВ
Несколько общих замечаний
Что является основным признаком аниме с точки зрения широкой публики? Наличие японских школьниц в коротких юбочках( магические способности могут быть в наличии или нет, но коротая юбка обязательна) и Гигантских Боевых Роботов.
Что такое фэнтези с той же точки зрения? Благодаря усилиям нынешних издателей мы знаем. Это история о том, как обычный (ая) парень или девушка попадает в прошлое или в некий магический мир, где приобретает кучу бонусов.
Исходя из наличия этих признаков, сериал "Видение Эскафлона " ( чаще именуемый просто "Эскафлон") - безусловно, анимешный, и безусловно, фэнтезийный ( точнее, технофэнтезийный). Школьница и роботы в наличии - правда, школьница всего одна, зато боевых роботов - завались, один из них и дал название сериалу. Попадание обычной девушки в магический мир также составляет основу сюжета. Но если бы дело было только в этом, не стоило бы и заводить разговор.
Не знаю, что двигало автором идеи Кавамори Седзи. Может быть, попытка создать некий универсальный сериал, без возрастных или гендерных ограничений для аудитории. Может, что-то иное. Но проект с самого начала был амбициозный. Подготовка шла с 1991 года, но сериал был закончен только в 1996 (режиссер Аканэ Кадзуки). До этого выходило два параллельных варианта манги - для юношей, и для девушек, с соответственным уклоном "про войну" и "про любовь". Однако в сценарии оба варианта были объединены, "война" и "любовь" приведены к равновесию, а сюжет и персонажи потерпели значительные изменении.
Однако премьера сериала не стала столь громкой, как ожидалось. Считается, что проект студии "Санрайз" затмили конкуренты "Гайнакс" с нашумевшим Евангелионом. Вдобавок, уже в процессе съемок группе, как водится, срезали финансирование, и материал, который предполагался на 39 серий, пришлось упихивать в 26, что ИМХО, не лучшим образом сказалось на заключительных сериях. Возможно, сыграла роль и не слишком удачная графика( стремясь уйти от стандартно-кавайной эстетики аниме, художники ударились в иную крайность - в результате большинство персонажей выглядит как ближайшие родственники Буратино) Но затем популярность сериала стала набирать обороты. Уже через четыре года той же творческой группой на основе сериала был снят полнометражный фильм "Эскафлон или девушка на Гее", -- не столько римейк, сколько "альтернативная версия"-- впрочем, он, несмотря на улучшенную графику, не набрал и половины популярности сериала, который стал основой настольных и компьютерных игр, и по сию пору остается одним из самых известных во всем мире анимационных сериалов.
Что же представляет собой "Эскафлон"? Для начала - не стоит ждать от него особых философских или психологических глубин, каких можно встретить у других японских аниматоров. "Эскафлон" - сериал романтико-приключенческий, и упрекать создателей в этом - все равно что корить Лукаса за то, что он не Феллини, а Спилберга - за то, что он не Тарковский.
Итак, живет себе обычная старшеклассница Хитоми. Занимается спортом, крутит роман с капитаном школьной команды, болтает с подружкой, увлекается гаданием на Таро. Единственное, что выбивает ее из повседневности - сны или видения о некоем фантастичеком мире. А затем Хитоми попадает на эту самую планету Гея, соседствующую с Землей в подпространстве, где магия объединена с технологией, рыцари сражаются на боевых роботах - гамельфах, драконы летают в одном небе с бомбардировщиками, средневековый антураж соседствует со стимпанковским, эклектика возведена в степень. "Фишка" Эскафлона - сюжетный драйв в соединении с многоуровневой интригой, причем здесь собраны, кажется, все штампы анимации и кинофантастики - помимо пресловутых боевых роботов и коротких юбок у нас в наличии древняя цивилизация Атлантиды, Темная империя, девушки-нэки, магические кристаллы, незаконные дети, зашифрованные рукописи, оборотни, киборги, потерянные и обретенные родственники и так далее. И все это подкреплено свежей и оригинальной идеей - "omnia vincit amor" и только ею мир спасется. Однако возгонка штампов доведена до того, что они приведены к состоянию архетипов - уводящих от современной фантастики к рыцарскому роману и далее к эпосу.
Что всегда отличало японских сценаристов, так это тщательное изучение матчасти, и здесь они как следует потоптались на аналогичных сюжетах, в них же главный, но отнюдь не единственный источник - Звездные Войны ( если кому-то заимствования покажутся слишком явными, - что ж, Лукас в написании сценария вдохновлялся японской культурой - пришлось отдавать долги) а они сами по себе энциклопедия архетипов еще та. Пресловутая же колода Таро становится основой сюжета, каждая серия построена по определенной карте, а что такое символика Таро, думаю, объяснять не надо.
В соответствии с такими рамками и выстроены образы персонажей. Прогуляемся же по лесу, где, как известно, имена и названия перестают иметь значения, зато архетипы-чем дальше, тем толще.
1.Хитоми и Ван или роман взросления
Хотя "Эскафлон", как сказано, сериал вне жестких возрастных рамок, он, как всякая приключенческая история, адресован прежде всего молодежи. А в подобной истории необходимы герои, с которыми тинейджеры обоего пола могли бы отождествить себя. То есть персонажи не могут быть изначально быть супергероями. Они должны быть обычными ребятами, в которых есть нечто, способное их до статуса супергероя поднять. Ибо нормальный подросток страдает от своей обычности и надеется обнаружить в себе это самое нечто, которое может вырвать из скучных будней.
Хитоми, главная героиня, кажется, скроена как раз по такому лекалу. Ничем не примечательная девочка, у которой при попадании в мир магический дар предвидения, в мире родном проявлявшийся лишь умением гадать на картах, обретает истинную мощь.
И вот тут-то начинается для нас интересное. Изначально Хитоми делает все возможное, чтоб окружающие поверили в ее дар и воспринимали ее всерьез. И с ужасом обнаруживает - что воспринимают. И на Светлой, и на Темной стороне. А она - запомним - обычная девочка. В отличие от бесчисленных героинь подобных сюжетов она, при всей свой увлеченности приключениями, действительно хочет вернуться домой, к папе и маме, ходить в школу и бегать по гаревой дорожке. Потому что будни -- они скучные, но на войне, знаете ли, страшно. Там людей убивают. Там могут убить твоих друзей, и что хуже, твои друзья звереют и начинают убивать сами. Поэтому примерно с середины сюжеты Хитоми начинает старательно отрицаться подсовываемого ей статуса Королевской ясновидящей, во главе войск или на ступенях трона, Вивианы, приносящей победу законному королю, или Морганы, дающей советы темным силам. Она хочет оставаться обычной девочкой. И еще она, как любая - или почти любая - 15-летная девочка, хочет любви. Красивой и романтической. Да только в этом мире 15 лет - годы вполне взрослые, там ее ровесники сражаются, а ровесницы выходят замуж, и никто ей скидок на возраст делать не собирается. Хочешь любви - замуж, дева, замуж, и не выпендривайся. А она к этому не готова, и когда герой, по которому она столько времени вздыхала, готов повести ее под венец, он тут же начинает ее раздражать.
С ясновидением тоже все не просто. В одном из видений Хитоми разъясняют - она вовсе не видит будущее, она его создает. Причем каждый раз из всех вариантов выбирает наихудший. Она так боится, что с тем, кто ей дорог, случится беда, что каждый раз создает ситуации, чтоб эта беда случилась и можно было его спасти. Когда же Хитоми пытается управлять будущим сознательно, ничего хорошего из этого не выходит. Более того -- изыскивая способ вернуться домой, она, оказывается, в любой момент могла эта сделать. Причем ей, в отличие от Элли в Волшебной стране, и серебряные башмачки бы не понадобились. Нужно только по настоящему этого пожелать. И когда эти заморочки по части любви и войны приводят Хитоми в ярость, и она кричит : "Я ненавижу этот мир! Кто-нибудь, заберите меня отсюда!" ,то ее отбрасывает не только в родной мир, но и в прошлое, до того, как вся эта история началась. А все пребывание на Гее она вольна считать сном или видением. Похоже, Хитоми и впрямь властна над прошлым и будущим - но только над своим. Как в общем-то все мы. Что делать - когда девочка превращается в женщину, в ней бушует энергия не всегда положительная, она хочет быть "как большая" и одновременно не желает взрослеть, потому что это процесс трудный и болезненный. И она его пройдет. Проживая заново уже прожитый отрезок жизни, она открывает, как не понимала окружающих, какие допускала ошибки, что любви достоин не романтический герой, а свой же ровесник, с которым всегда "только дружила" и обзывала дураком. Хитоми не спрячется в детстве, она вернется на Гею, чтобы отыграть до конца свою роль спасительницы - и снова уйдет, уже сознательно.
Финальная сцена сериала - Хитоми стоит на перроне электрички, спокойно и отстраненно слушая болтовню одноклассниц про мальчиков, а явившемуся то ли в видении то ли в реальности на противоположной платформе Вану столь же спокойно говорит -"У меня все хорошо", после чего призрак рассеивается.
Хитоми, как мы видим, предложен в сериале целый набор архетипов - от мудрой девы сказок всех времен и народов и провидиц рыцарских романов до "девочек- волшебниц" любого стандартного аниме - и она отвергнет их все ради обычной жизни взрослой женщины. Финал хоть и грустный, но закономерный.
Ван, на пару с которым Хитоми предстоит спасти мир, тоже изначально подан как "обычной мальчик". Пусть он не принц даже, а король, но выглядит как типичный "пацан с нашего двора", разве что при мече. Внешними кондициями не блещет ( Хитоми тоже ни разу не сексапильная красавица). За грубостью прячущий дикую, чудовищную стеснительность. Аккурат в том возрасте, когда больше всего уважают силу. И в Хитоми он влюблен не то, чтоб с первого взгляда, но с первой оплеухи ( при их встрече она помогла ему убить дракона, после чего Ван гордо заявил : "В помощи женщин не нуждаюсь", получил по физиономии - и зауважал). Однако ему проще умереть, чем признаться ей в этом, и он долго будет маяться и мучаться ревностью., потому что для ровесницы в 15 лет ты как правило, только друг, а интересуют ее те, кто постарше.
Однако законы здешнего мира назначили его спасителем, вручили магическое оружие ( тут это не меч, а нечто среднее между боевым роботом и реактивным самолетом) и отправили на войну. Ну что ж, война -- это то, что нужно мальчикам, верно? Самое то место, чтоб стать супергероем. И он им станет, но в промежутке придется из "упоения в бою", чувства превосходства над всеми рухнуть в сознание, что враги - такие же люди, что человек, которого ты считал средоточием мирового зла - для своей стороны герой, за которого будут биться до смерти и даже после смерти. А вот ты для них - не паладин света, а мясник. Сознание, доводящее до ужаса, до нежелания жить, заставляющее твердить "Не хочу больше убивать, никогда, никого". Это обещание он, конечно, не выполнит, но когда предстоит сделать выбор между тем самым "упоением в бою" и любовью - Ван его сделает. И мир спасет вовсе не расчудесный Эскафлон, который, по большому счету, окажется вовсе и не нужен.
Но Ван- персонаж магического мира, плоть от его плоти, ему выйти из леса архетипов не суждено. А это тип "юного героя, проходящего инициацию". Это юный Артур, получивший древнее магическое оружие, владеть которым может только истинный король, оружие, которое едино со своим хозяином, а при постоянном использовании выпьет его душу, и то, что это оружие зовется не Эскалибур, а Эскафлон - совершенно неважно ( заметим, что старый Артур, переживающий крах всего, что ему дорого и находящий смерть на поле боя, в этом сюжете тоже имеется - это князь Фрейд). И это Люк Скайуокер, проходящий путь от "простого парня из захолустья" (ну, король, но королевство то все равно захолустное) до лучшего воина - с тем, чтобы в финале найти в себе силы отказаться от решающего поединка и тем спасти себя и всех.
Цитации из ЗВ в Эскафлоне видны невооруженным взглядом, но если кажется, что артуровские образы взяты мною с потолка, то напомню, что карточная колода Хитоми, выстраивающая сюжет, как сообщает справочник по "Эскафлону", именуется "таро Мерлина". Японцы - люди педантичные, и к матчасти подходят серьезно.
понедельник, 2 февраля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий