суббота, 22 августа 2009 г.

помимо основной работы

мы пишем налево... Правда, эта статья не плаировалась "левой", но... К тому же оказалась достаточно неполитичной. Вот поскольку это почти полное исключение из того, что я делаю за последний год.... помещаю сюда. А вдруг лучше сохранится?))

Итак...

Машина нервно сорвалась на оранжевый, серая стена девятиэтажки сдвинулась тяжелой створкой, мелькнула белой известкой и тут же скрылась невысокая свечка колокольни.

Так я впервые увидела Всесвятскую церковь.

В самом центре Тюмени, спрятанная между однообразной застройкой 70-х и остатками частного сектора; кажется, затерянная среди офисного новодела современности, она - не побоюсь избитого сравнения - словно островок в бушующем океане . .

На следующий день я бродила в окрестностях улицы Орджоникидзе в поисках колоколенки .. Нежный, мелодичный перезвон, так хорошо знакомый окрестным жителям, тем майским вечером стал моим проводником - я плохо знала город и шла просто наугад.

Для меня колокольный звон - особая тема. И я мало встречала русских людей, равнодушных к колоколам, хотя "отцом" колокола считается итальянец святой Павлин Милостивый. Это при его молитве: "Воззови, Господи, к этой бедной земле гласом свыше.. Соедини сердца наши при нашей разрозненности.", - полевой цветок-колокольчик зазвенел и стал прообразом церковного колокола - символа единения православных христиан.

Колокольный звон сопровождал всю жизнь русского человека, всю нашу историю с самого Крещения Руси. Наши колокола, особенно старые, считаются самыми звучными в мире. Однако в книге почти столетней давности я встретила выражение, где колокол называли "инструментом, малоподатливым в музыкальном отношении". Но вряд ли, такая мысль приходит в голову тем, кто только слушает колокольные звоны. Легко, свободно, красиво, звучно ..

Для православного человека - колокольный звон своеобразный символ церковной духовности, её слышимое выражение. В этом смысле у звонаря особая роль и "высшее" предназначение.

Сто лет назад классик литературы мог воскликнуть: "Талантливых звонарей у нас - сотни!" Сейчас говорят, что "хватать" звонарей в России будет только через сто лет. При благоприятном стечении обстоятельств. Тюмени в этом смысле еще повезло - звонари есть, а среди них известные своим талантом.

Про звонаря Всесвятской церкви Евгения Волкова я слышала от знакомых москвичей еще раньше, слышала, что "колокола у него поют особенно". То ли мир так тесен, то ли Тюмень, в которую судьба закинула, "маленький" город, - только с Евгением мы познакомились.

Он оказался молодым человеком, веселым, смешливым, с темным блеском умных глаз. Врач. Детский доктор и звонарь. И я не задаю вопроса, легко ли: талант, данный Богом, не спрашивает: можешь? Он понуждает.

Сейчас Евгений с улыбкой вспоминает, как в 1996 году студентом-первокурсником попал на колокольню Знаменского собора. (К слову, за плечами студента была с отличием законченная музыкальная школа при Тюменском училище искусств):

- Звонари-самоучки передавали буквально "из рук в руки" то, что уже постигли сами. И на колокольне была очень оригинальная подвеска - сначала надо было привязываться к благовестникам, а потом уже звонить . всем телом.

Про подвеску я как-то пропускаю мимо ушей. Звонари-самоучки? Но собеседник спокойно относится к моему недоумению:

- Если честно: то многое, из того, что составляло красоту колокольного звона, утрачено, или почти утрачено. Во-первых, до наших дней не дожил почти никто из тех, кто мог бы передать нам опыт прошлых поколений звонарей. Во-вторых, раньше было не принято записывать звоны с помощью нот, и сохранилось крайне мало звукозаписей колокольных звонов. И даже те записи, которые есть, это лишь начало звона, а то, как его развивали звонари, мы уже не знаем.

- Но сейчас очень многие говорят о возрождении колокольных звонов в России..

- Говорить уместнее о создании их заново на основе сохранившейся традиции звонов в Москве и Петербурге, в Пскове и частично в Новгороде. Тюмень в этом смысле долгое время была в изоляции, и не только Тюмень. Многие звонари учились и учатся звонить самостоятельно, опираясь на свой индивидуальный музыкальный опыт. Сейчас в Церкви появляется все больше людей, воспринимающих колокольный звон как призвание. Да, колокол - способен воспитать звонаря. Но в колокольных звонах важен не столько сам колокол как инструмент или виртуозность техники, сколько понимание сути звона. И в первую очередь церковный звонарь думает: как под этот звон будет идти крестный ход? Как в храм заходить? Тут нужен сугубый подход к делу, чтобы не допустить искажений, которые могут быть привнесены в древнее искусство современным мировоззрением.

-Вы этому учились у звонарей в Знаменском?

- Не совсем. Я там потом вообще один остался. И, когда научил "неправильно" следующее поколение звонарей всему, что сам умел (смеется), то ушел с колокольни. В 2003 году в храме "Всех святых" достраивалась своя колокольня, которую мне и доверили. Вот тогда пришлось впервые руководить развеской колоколов, и я очень четко понял, что ничего не знаю и не умею. Около года занимался самостоятельными экспериментами на колокольне. Через Интернет скачивал разные программы и пособия по колокольному звону. Пытался сам давать советы начинающим звонарям. Так меня и заметили опытные звонари Москвы. К счастью.

У меня появилась возможность "вживую" поучиться у профессионалов. В Москве пришлось работать со сверхтяжелыми колоколами на колокольне Христа Спасителя. Там мне "поставили" руки, обучили правильной технике игры на зазвонах. Я наконец-то стал звонить без противошумных наушников - при правильном звукоизвлечении колокола не должны "бить по ушам". И вообще в колокола бить и долбить не надо - они не для этого созданы. Колокола любить надо. Как прикоснешься, так и отзовутся.

Дело в том, что колокол - это ритмический инструмент, - рассказывая, Евгений увлекается так, как может увлекаться человек, который живет своим делом.

- Но если звонарь не будет понимать, - продолжает он. - что ему делать со звуком и как надо слушать, то это будет не звонарь. Колокол должен звучать красиво! Красота звучания - это и сила, и длительность, и сочетание тонов, ведь колокол - инструмент многоголосый. У него очень сложная природа звука, сложнее, чем у любого другого музыкального инструмента. В колоколе звучат несколько разных тонов, они переливаются. Колокол должен петь. Ударный инструмент, но звук надо взять так, чтобы колокол пел красиво, полно. И здесь очень много тонкостей.

-Я читала, что один из важных критериев для колоколов - "благозвучие". Как можно объяснить, что это такое?

А как это можно объяснить? Единственно - как можно больше слушать, изучать, наблюдать, искать закономерности - и снова слушать. Но важно помнить, что основная цель колокольного звона - помочь человеку в его обращении к Богу. И тут главное не в виртуозности исполнения, и даже не в красоте (это не самоцель), а в самом духе. Колокольный звон - должен созывать людей в церковь так, чтобы люди шли к Богу, а не к хорошему звонарю.

Мы прощаемся, и мне жаль, что так мало времени на беседу. И, уходя, не выдержав, я все же спрашиваю - не тяжело ли совмещать основную деятельность - медицину - и быть при этом звонарем?

- Это для меня жизнь, - звучит ответ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий