четверг, 17 сентября 2009 г.

Житие протопопа Аввакума



Авваку́м (Петров или Петрович) (1620 или 1621-1682), протопоп города Юрьевца-Поволожского, вождь старообрядчества, автор знаменитого "Жития" и ряда других произведений. В молодости, став в 21 год дьяконом, а в 23 священником, Аввакум активно проповедовал не только в церкви перед аналоем, но и на распутиях, и в других селах. В 1650-х гг. патриарх Никон начинает проводить свою реформу церковных обрядов и требовать исправления богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум не согласен с ним, и за это в 1653 г. по требованию Никона Аввакума ссылают в Сибирь, где он пробыл до 1662 г., когда царь Алексей Михайлович приказывает вернуть опального протопопа. Аввакум продолжал бранить новые обряды, за это его расстригли и предали анафеме. В 1664-1671 гг. Аввакумом создавались автобиографические записки, частично использованные в Житии, содержавшие свидетельства о борьбе старообрядцев за свои убеждения в годы церковных реформ. Житие написано в Пустозерске, городке в устье Печоры, где Аввакум провел последние 15 лет жизни в ссылке. В Пустозерске Аввакум жил вместе с тремя другими ссыльными вождями старообрядчества - соловецким иноком Епифанием, священником из города Романова Лазарем и дьяконом Благовещенского собора Федором Ивановым. Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Герой предстает в самые контрастные моменты его жизни: среди толпы и в кругу семьи, с единомышленниками и врагами, в царском дворце в Москве и среди байкальских рыбаков, проповедующим в церкви и тянущим сани по льду Иргень-озера. Ни один из писателей русского средневековья не писал столько о своих переживаниях, как Аввакум. Он «тужит», «печалится», «плачет», «боится», «жалеет», «дивится» и т. д. Новаторство Аввакума как писателя состояло в том, что он реформировал традиционное житие. Постоянное интимно-фамильярное обращение Аввакума к богу, богородице связывают «Житие» с произведениями устного народного творчества. Рассказ о том, как тонули барки на реке Хилке: «Вода быстрая, переворачиваетъ барку вверхъ и дномъ, а я на ней полъзаю, а самъ кричю: «владычице, помози! Упование не утопи!» Иное ноги в водъ, а иное выползу наверхъ. Несло в версту и больши; да люли переняли. Все розмыло на крохи! Да што веть делать, коли Христос и пречистая богородица изволили такъ?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий