четверг, 3 сентября 2009 г.

Изречения хрестьянских монахов

ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ МОНАХОВ

    174 ТОРЖЕСТВУЕТ ДОБРОДЕТЕЛЬ


     Один из отцов* говаривал:

     - Юные  отшельники  в начале своей деятельности совершают хорошие

поступки только ради пустой славы.  Но с течением времени  добродетель

незаметно берет верх и побуждает их трудиться ради славы божественной.

(* Имеются в виду отцы церкви.)

    175. ЧТОБЫ СБИТЬ СПЕСЬ...


     Другой сказал:

     - Когда бог - слава его милости!  - увидел, что отцы церкви очень

уж возгордились, он направил их к маленьким людям, которые были вполне

добродетельны  благодаря своему труду.  Он послал к ним этих гордецов,

дабы немного сбить с них спесь.  Антония он послал к сапожнику, Макара

-  к  двум  простым  женщинам,  Пафнутия - к музыканту,  а двух других

отшельников - к пастуху.

    176. ЖИЗНЕННЫЙ ИДЕАЛ


     Честному человеку, который вел светский образ жизни, бог сказал:

     - Беги от людей, и тогда ты будешь жить по-настоящему.

     Он намекал, что ему следует уйти в пустыню.

     Вскоре этот человек услышал тайный голос, говоривший:

     - Беги, держи на запоре свои уста - и ты будешь жить спокойно.

     Это значит,  что  только отшельнический образ жизни дает человеку

истинное спокойствие.

    177. НАДЕЖНОЕ СРЕДСТВО ОТ ГРЕХОВНЫХ МЫСЛЕЙ


     Молодой монах сказал старому:

     - Со мной борются мои мысли, уговаривая меня: "Довольно поститься

и молиться!  Выйди из своей кельи,  ухаживай  за  больными  -  в  этом

проявится твоя праведность".

     Старик ему ответил:

     - Можешь есть и пить, можешь не молиться, но из кельи не выходи.

     Этот старик знал,  что  постоянное  пребывание  в  келье  убивает

всякие мысли.* (* Имеются в виду мысли "мирские", "греховные".)

    178. ПУТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГРЕХОВ


     Другой сказал:

     - Тот,  кто живет мирской жизнью,  не замечает своих грехов из-за

сутолоки повседневных дел.  Если же он заживет тихой жизнью отшельника

в пустыне, его душа будет созерцать бога и он очистится от грехов.

    179. ОТЕЦ АРСЕНИЙ И ЖЕНЩИНЫ


     К отцу Арсению в Египет пришла из Рима христианка, очень знатная,

с  величественной  осанкой.  Она  просила  Арсения помянуть ее в своих

молитвах, дабы избавиться от недуга. Он ей ответил:

     - Я буду молиться богу, чтобы он вычеркнул из моего сердца всякую

память о тебе.

     Так он отвечал, чтобы отвадить от себя женщин, которые хотели его

видеть.

     Но эта женщина все же избавилась от своего недуга.

    180. НЕТ ОТШЕЛЬНИКА ВНЕ КЕЛЬИ


     Отец Антоний говаривал:

     - Подобно тому как  погибает  рыба,  вынутая  из  воды,  погибает

отшельник, покинувший свою келью.

    181. ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К КЕЛЬЕ


     Отец Феодор  и  отец  Лука пятьдесят лет подряд подтрунивали сами

над собою,  говоря,  что им следовало бы  переменить  местожительство.

Ежегодно они повторяли: "Этой зимой обязательно поменяем".

     И так они все говорили и до конца жизни не покидали своей кельи.

    182. ПЛОДЫ УЕДИНЕНИЯ


     Один отшельник говаривал,  что монах любит тишину своей кельи  не

потому,  что он презирает людей,  пренебрегает ими и удалился, дабы не

встречаться с ними.  Он  делает  это  из-за  сладких  плодов,  которые

приносит  уединение,  а  именно:  он  не  должен  утруждать  свои руки

работой,  свои глаза - лицезрением людей  и  свои  уши  -  их  пустыми

разговорами.

    183. КАК ОТЕЦ АГАФОН ДОБИЛСЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ


     Отец Агафон  три  года  держал  во  рту  камень,  пока  не достиг

совершенства в искусстве молчания.

    184. МАТЬ ВСЕХ ПОРОКОВ


     Некий старец налил отцу Сисоису чашу вина,  и тот его  выпил.  Он

налил вторично, и тот снова выпил. Когда же он налил ему в третий раз,

отец Сисоис отказался пить, говоря:

     - Убери чашу, отче, с глаз моих. Ты разве не знаешь, что в вине -

сатана?

     Этим он хотел сказать, что пьянство - мать всех пороков.

    185. В НОЧЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ


     Обычно отец  Арсений  в ночь на воскресенье,  как только заходило

солнце,  обращал свой взор на восток, протягивал руки к нему и молился

всю ночь напролет, пока утром солнце не начинало светить ему в лицо.

    186. ОТНОСИСЬ КО ВСЕМ ОДИНАКОВО


     Один отшельник сказал:

     - Тот,  кто не принимает с одинаковым радушием всех братьев*,  не

достиг еще совершенства. (* Братья - монахи, отшельники.)

    187. ФИЛОСОФЫ И ОТШЕЛЬНИК


     Однажды философы    направились   в   пустыню,   чтобы   искушать

отшельников. И они сказали одному из старцев:

     - Чем  ваши заслуги превышают наши?  Ведь мы постимся,  молимся и

бодрствуем больше вашего,  живем в воздержании,  соблюдаем  чистоту  и

приобщаемся к светочу учения.

     Он им ответил:

     - Мы  не  только  бережем свой ум от того,  чтобы он упражнялся в

пустых и беспредметных рассуждениях, но все свои помыслы устремляем на

дела, угодные богу.

    188. ЗАГОВОРИЛ...


     Отец Макарий  Великий  дошел  до такой степени смирения,  что все

братья разговаривали с ним как  со  святым,  а  он  не  удостаивал  их

ответом. Тогда один из братьев сказал ему в запальчивости:

     - Если бы ты превратился в погонщика верблюдов,  ворующего натр,*

- и тогда святые братья не осмелились бы тебя тронуть!

     Услышав это, отец Макарий улыбнулся и заговорил.

     (* Имеются в виду натриевые соли, которые доставлялись в Сирию из

Египта на верблюдах.)

    189. НАКАЗ МОНАХУ


     Отец Кирнен говаривал:

     - Монах,  проживающий  в  одном  монастыре  с  юношей,  не должен

покидать своей кельи ни на минуту,  если он силен духом.  И  юноша  не

должен к нему являться без особой необходимости. Дело в том, что юноши

своими женственными лицами вызывают страсть,  а их дерзость  причиняет

огорчения.

    190. ДАБЫ НЕ ВИДЕТЬ ЖЕНЩИН...


     Отец Пахом,  когда его одолела страсть к женщине,  бросился нагой

перед пещерой гиены и,  взяв в руки ползучего гада, прижал его к своим

бедрам, дабы тот укусил его и лишил жизни.

     Чтобы не видеть женщин,  он ни разу не был  ни  в  городе,  ни  в

деревне, пребывая постоянно в монастыре.

    191. ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ


     Однажды отец Авраам сказал отцу Сисоису:

     - Отец!  Ты уже стар,  пойдем и хотя  бы  немного  поживем  среди

людей.

     И ответил ему старец:

     - Пойдем лишь туда, где нет женщин.

     Так он ответил ему не потому,  что боялся за  себя,  а  для  того

чтобы предупредить возможность нравственного падения своих учеников.

    192. НЕ КАЖДОМУ ДАНО ПОНЯТЬ...


     Отец Аммон говаривал:

     - Случается,  что человек целый век живет в своей  келье,  но  не

понимает, сколь жизненно необходимо для монаха постоянное пребывание в

ней.

    193. О ВСПЫЛЬЧИВЫХ ЛЮДЯХ


     Отец Агафон говаривал:

     - Вспыльчивый  человек  не  будет  пользоваться  благосклонностью

окружающих, даже если он воскресит мертвого.

    194. НАГЛЯДНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


     Отец Моисей из Патр,* когда его  одолели  страсти,  отправился  к

отцу  Исидору.  Тот же поднялся с ним на крышу и показал ему на западе

полчища неистовствующих дьяволов,  а на востоке - ангелов, которые все

более  ослабевали.  Это  зрелище придало новые силы отцу Моисею,  и он

вернулся в свою келью.   (* Патры - местность в Синае.)

    195. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСКУШЕНИЯ


     Семь лет боролась, пребывая на крыше, монахиня Сарра с искушавшим

ее дьяволом страсти, пока не одолела его.

     Потом она говорила:

     - Когда  мне  очень хотелось спуститься с крыши вниз по лестнице,

перед моим мысленным взором вставал образ смерти,  которая должна была

настигнуть меня до того, как я спущусь по лестнице на землю.

    196. СИЛА ВОЛИ


     Об этой же Сарре рассказывают следующее:

     Два года жила она на чердаке монастыря, стоявшего у самой реки, и

ни разу не взглянула на реку.

    197. О ЧЕМ ОНИ РАЗМЫШЛЯЛИ


     Два монаха,  вернувшиеся  к  мирской  жизни  и  взявшие себе жен,

впоследствии раскаялись и возвратились  в  монастырь.  Когда  кончился

срок  их  покаяния  и  они  вышли  из  своих  келий,  где  пребывали в

одиночестве,  все увидели,  что лицо одного угрюмо, мрачно, изменилось

до неузнаваемости, а лицо другого сияет и светится радостью. Но святые

отцы решили, что мера их покаяния одинакова. Они рассуждали так: "Один

размышлял  о  геенне огненной и своих грехах,  а другой - о безбрежном

божьем милосердии".

    198. ДО САМОЙ СМЕРТИ


     Один из братьев спросил отца Сисоиса:

     - Что ты скажешь, святой отец, по поводу моего падения?

     Старец ему ответил:

     - Вставай!

     Сказал ему брат:

     - Много  раз  я  падал  и  вставал.*  Доколе  же  я буду падать и

вставать?

     - Пока  тебя не настигнет смерть - то ли во время падения,  то ли

во время раскаяния, - ответил ему старец.

(* Имеется в виду "грешил" и "раскаивался".)

    199. НЕ ОСКВЕРНИЛСЯ...


     Один из братьев вернулся к мирской жизни и женился. Когда об этом

услышал его наставник, он помолился богу и попросил его:

     - О  господи!  Не  допусти,  чтобы раб твой осквернил себя грязью

мирской жизни!

     И когда брат этот взошел на ложе новобрачной,  он отдал богу душу

и не согрешил.

    200. ЕЩЕ БОЛЬШИЙ ПОДВИГ


     Один отшельник достиг такой  святости,  что  спокойно  жил  среди

зверей,  и  они  его  не  трогали,  кормил  их  детенышей,  и звери не

причиняли ему зла.  Когда его  увидел  один  из  отцов  монастыря,  он

сказал:

     - Если ты хочешь  достичь  еще  большего  совершенства  -  иди  в

монастырь и попробуй ужиться со святыми братьями...

     Этим он намекал,  что жить  с  монахами  труднее,  чем  с  дикими

зверьми.

    201. МЕДНАЯ СТЕНА


     Отец Фома говаривал:

     - Низменные страсти - медная стена между богом и человеком.

    202. СОГЛАСНО БОЖЬЕМУ ЗАВЕТУ...


     Отец Фома и его братья,  когда к ним пришла родная мать,  дабы их

повидать, не разрешили ей войти в свои кельи и даже не разговаривали с

ней.  Они действовали так,  ибо соблюдали божий завет, гласящий: "Тот,

кто любит отца своего или мать свою больше меня - не достоин меня".*

(* Евангелие от Матфея, глава X, стих 37.)

    203. НЕ В АСКЕТИЗМЕ СУТЬ


     Отец Аммон-девственник  пришел  однажды  к  отцу Антонию и сказал

ему:

     - Я  знаю,  что мой аскетизм превышает твой.  По чему же твое имя

славится на свете больше моего?

     Отец Антоний ответил ему:

     - Потому что я люблю бога сильнее, чем ты.

    204. АНТИПОДЫ


     Отец Арсений ежегодно по одному разу  пробовал  все  фрукты,  для

того чтобы иметь повод произносить соответствующее благословение.

     Отец Эвагри,  в противоположность ему,  вообще не  ел  фруктов  и

никакой зелени.

    205. КАК ПОБОРОТЬ ДУРНЫЕ МЫСЛИ


     Отец Фома говаривал:

     - Подобно тому как змеи и скорпионы, помещенные на долгое время в

сосуд,  в конце концов погибают, так и дурные мысли, тревожащие сердце

отшельника, погибают и исчезают, если он не дает им осуществиться.

    206. НЕПРОШЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ


     Отец Иаков говаривал:

     - Если  человек  поучает своего ближнего без всякой просьбы с его

стороны, это равносильно тому, что он обличает его в невежестве.

    207. НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ


     Отца Сисоиса спросил один из братьев:

     - Почему ты не достиг такой степени святости, как Антоний?

     Ответил ему старец:

     - Будь у меня хоть одна мысль из тех, какие осеняют отца Антония,

я был бы  подобен  огненному  столпу.*  (*  Огненный  столп  -  символ

божественной святости.)

    208. ПУСТЫНЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ


     У одного старца спросил один из братьев:

     - Когда я нахожусь в пустынном месте и наступает  время  молитвы,

должен ли я вернуться в монастырь?

     Ответил ему старец:

     - Нет,  брат мой.  Разве тот,  кто находится в богатстве,  должен

вернуться к бедности?

     Он намекал  на  то,  что  в  пустынном месте все помыслы человека

далеки от мирских дел и устремлены к богу.

    209. АММОН И ЕГО НЕВЕСТА


     Рассказывают о святом Аммоне-девственнике:

     Когда родители заставили его жениться,  то в ночь свадьбы, прибыв

со своей  невестой  на  пиршество,  Аммон  вынул  из-за  пазухи  книгу

апостола  Павла  и  увещевал девушку.  Он обучал ее словами апостола о

девственности. Он говорил:

     - Лучше мужчине не приближаться к женщине. Я хочу, чтобы все люди

жили в чистоте, как я.

     И еще он сказал:

     - Женщина,  которая не выходит замуж,  пребывает в думах о  боге,

дабы стать святой телом и духом.

     Подобными словами он уговаривал невесту,  и они сделали свое тело

храмом святого духа.

    210. НЕ ВИТАЙ В ОБЛАКАХ


     Один из старцев говаривал:

     - Если ты видишь  молодого  человека,  который  своими  помыслами

устремлен к небесам, хватай его за ногу и тяни на землю.

    211. ВЕРХ СВЯТОСТИ


     Один из  отшельников  до такой степени иссушил свое тело постом и

ночными бдениями, что сквозь его ребра просвечивало солнце.

     

Комментариев нет:

Отправить комментарий