- 174 ТОРЖЕСТВУЕТ ДОБРОДЕТЕЛЬ
Один из отцов* говаривал:
- Юные отшельники в начале своей деятельности совершают хорошие
поступки только ради пустой славы. Но с течением времени добродетель
незаметно берет верх и побуждает их трудиться ради славы божественной.
(* Имеются в виду отцы церкви.)
- 175. ЧТОБЫ СБИТЬ СПЕСЬ...
Другой сказал:
- Когда бог - слава его милости! - увидел, что отцы церкви очень
уж возгордились, он направил их к маленьким людям, которые были вполне
добродетельны благодаря своему труду. Он послал к ним этих гордецов,
дабы немного сбить с них спесь. Антония он послал к сапожнику, Макара
- к двум простым женщинам, Пафнутия - к музыканту, а двух других
отшельников - к пастуху.
- 176. ЖИЗНЕННЫЙ ИДЕАЛ
Честному человеку, который вел светский образ жизни, бог сказал:
- Беги от людей, и тогда ты будешь жить по-настоящему.
Он намекал, что ему следует уйти в пустыню.
Вскоре этот человек услышал тайный голос, говоривший:
- Беги, держи на запоре свои уста - и ты будешь жить спокойно.
Это значит, что только отшельнический образ жизни дает человеку
истинное спокойствие.
- 177. НАДЕЖНОЕ СРЕДСТВО ОТ ГРЕХОВНЫХ МЫСЛЕЙ
Молодой монах сказал старому:
- Со мной борются мои мысли, уговаривая меня: "Довольно поститься
и молиться! Выйди из своей кельи, ухаживай за больными - в этом
проявится твоя праведность".
Старик ему ответил:
- Можешь есть и пить, можешь не молиться, но из кельи не выходи.
Этот старик знал, что постоянное пребывание в келье убивает
всякие мысли.* (* Имеются в виду мысли "мирские", "греховные".)
- 178. ПУТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГРЕХОВ
Другой сказал:
- Тот, кто живет мирской жизнью, не замечает своих грехов из-за
сутолоки повседневных дел. Если же он заживет тихой жизнью отшельника
в пустыне, его душа будет созерцать бога и он очистится от грехов.
- 179. ОТЕЦ АРСЕНИЙ И ЖЕНЩИНЫ
К отцу Арсению в Египет пришла из Рима христианка, очень знатная,
с величественной осанкой. Она просила Арсения помянуть ее в своих
молитвах, дабы избавиться от недуга. Он ей ответил:
- Я буду молиться богу, чтобы он вычеркнул из моего сердца всякую
память о тебе.
Так он отвечал, чтобы отвадить от себя женщин, которые хотели его
видеть.
Но эта женщина все же избавилась от своего недуга.
- 180. НЕТ ОТШЕЛЬНИКА ВНЕ КЕЛЬИ
Отец Антоний говаривал:
- Подобно тому как погибает рыба, вынутая из воды, погибает
отшельник, покинувший свою келью.
- 181. ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К КЕЛЬЕ
Отец Феодор и отец Лука пятьдесят лет подряд подтрунивали сами
над собою, говоря, что им следовало бы переменить местожительство.
Ежегодно они повторяли: "Этой зимой обязательно поменяем".
И так они все говорили и до конца жизни не покидали своей кельи.
- 182. ПЛОДЫ УЕДИНЕНИЯ
Один отшельник говаривал, что монах любит тишину своей кельи не
потому, что он презирает людей, пренебрегает ими и удалился, дабы не
встречаться с ними. Он делает это из-за сладких плодов, которые
приносит уединение, а именно: он не должен утруждать свои руки
работой, свои глаза - лицезрением людей и свои уши - их пустыми
разговорами.
- 183. КАК ОТЕЦ АГАФОН ДОБИЛСЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ
Отец Агафон три года держал во рту камень, пока не достиг
совершенства в искусстве молчания.
- 184. МАТЬ ВСЕХ ПОРОКОВ
Некий старец налил отцу Сисоису чашу вина, и тот его выпил. Он
налил вторично, и тот снова выпил. Когда же он налил ему в третий раз,
отец Сисоис отказался пить, говоря:
- Убери чашу, отче, с глаз моих. Ты разве не знаешь, что в вине -
сатана?
Этим он хотел сказать, что пьянство - мать всех пороков.
- 185. В НОЧЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ
Обычно отец Арсений в ночь на воскресенье, как только заходило
солнце, обращал свой взор на восток, протягивал руки к нему и молился
всю ночь напролет, пока утром солнце не начинало светить ему в лицо.
- 186. ОТНОСИСЬ КО ВСЕМ ОДИНАКОВО
Один отшельник сказал:
- Тот, кто не принимает с одинаковым радушием всех братьев*, не
достиг еще совершенства. (* Братья - монахи, отшельники.)
- 187. ФИЛОСОФЫ И ОТШЕЛЬНИК
Однажды философы направились в пустыню, чтобы искушать
отшельников. И они сказали одному из старцев:
- Чем ваши заслуги превышают наши? Ведь мы постимся, молимся и
бодрствуем больше вашего, живем в воздержании, соблюдаем чистоту и
приобщаемся к светочу учения.
Он им ответил:
- Мы не только бережем свой ум от того, чтобы он упражнялся в
пустых и беспредметных рассуждениях, но все свои помыслы устремляем на
дела, угодные богу.
- 188. ЗАГОВОРИЛ...
Отец Макарий Великий дошел до такой степени смирения, что все
братья разговаривали с ним как со святым, а он не удостаивал их
ответом. Тогда один из братьев сказал ему в запальчивости:
- Если бы ты превратился в погонщика верблюдов, ворующего натр,*
- и тогда святые братья не осмелились бы тебя тронуть!
Услышав это, отец Макарий улыбнулся и заговорил.
(* Имеются в виду натриевые соли, которые доставлялись в Сирию из
Египта на верблюдах.)
- 189. НАКАЗ МОНАХУ
Отец Кирнен говаривал:
- Монах, проживающий в одном монастыре с юношей, не должен
покидать своей кельи ни на минуту, если он силен духом. И юноша не
должен к нему являться без особой необходимости. Дело в том, что юноши
своими женственными лицами вызывают страсть, а их дерзость причиняет
огорчения.
- 190. ДАБЫ НЕ ВИДЕТЬ ЖЕНЩИН...
Отец Пахом, когда его одолела страсть к женщине, бросился нагой
перед пещерой гиены и, взяв в руки ползучего гада, прижал его к своим
бедрам, дабы тот укусил его и лишил жизни.
Чтобы не видеть женщин, он ни разу не был ни в городе, ни в
деревне, пребывая постоянно в монастыре.
- 191. ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ
Однажды отец Авраам сказал отцу Сисоису:
- Отец! Ты уже стар, пойдем и хотя бы немного поживем среди
людей.
И ответил ему старец:
- Пойдем лишь туда, где нет женщин.
Так он ответил ему не потому, что боялся за себя, а для того
чтобы предупредить возможность нравственного падения своих учеников.
- 192. НЕ КАЖДОМУ ДАНО ПОНЯТЬ...
Отец Аммон говаривал:
- Случается, что человек целый век живет в своей келье, но не
понимает, сколь жизненно необходимо для монаха постоянное пребывание в
ней.
- 193. О ВСПЫЛЬЧИВЫХ ЛЮДЯХ
Отец Агафон говаривал:
- Вспыльчивый человек не будет пользоваться благосклонностью
окружающих, даже если он воскресит мертвого.
- 194. НАГЛЯДНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Отец Моисей из Патр,* когда его одолели страсти, отправился к
отцу Исидору. Тот же поднялся с ним на крышу и показал ему на западе
полчища неистовствующих дьяволов, а на востоке - ангелов, которые все
более ослабевали. Это зрелище придало новые силы отцу Моисею, и он
вернулся в свою келью. (* Патры - местность в Синае.)
- 195. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСКУШЕНИЯ
Семь лет боролась, пребывая на крыше, монахиня Сарра с искушавшим
ее дьяволом страсти, пока не одолела его.
Потом она говорила:
- Когда мне очень хотелось спуститься с крыши вниз по лестнице,
перед моим мысленным взором вставал образ смерти, которая должна была
настигнуть меня до того, как я спущусь по лестнице на землю.
- 196. СИЛА ВОЛИ
Об этой же Сарре рассказывают следующее:
Два года жила она на чердаке монастыря, стоявшего у самой реки, и
ни разу не взглянула на реку.
- 197. О ЧЕМ ОНИ РАЗМЫШЛЯЛИ
Два монаха, вернувшиеся к мирской жизни и взявшие себе жен,
впоследствии раскаялись и возвратились в монастырь. Когда кончился
срок их покаяния и они вышли из своих келий, где пребывали в
одиночестве, все увидели, что лицо одного угрюмо, мрачно, изменилось
до неузнаваемости, а лицо другого сияет и светится радостью. Но святые
отцы решили, что мера их покаяния одинакова. Они рассуждали так: "Один
размышлял о геенне огненной и своих грехах, а другой - о безбрежном
божьем милосердии".
- 198. ДО САМОЙ СМЕРТИ
Один из братьев спросил отца Сисоиса:
- Что ты скажешь, святой отец, по поводу моего падения?
Старец ему ответил:
- Вставай!
Сказал ему брат:
- Много раз я падал и вставал.* Доколе же я буду падать и
вставать?
- Пока тебя не настигнет смерть - то ли во время падения, то ли
во время раскаяния, - ответил ему старец.
(* Имеется в виду "грешил" и "раскаивался".)
- 199. НЕ ОСКВЕРНИЛСЯ...
Один из братьев вернулся к мирской жизни и женился. Когда об этом
услышал его наставник, он помолился богу и попросил его:
- О господи! Не допусти, чтобы раб твой осквернил себя грязью
мирской жизни!
И когда брат этот взошел на ложе новобрачной, он отдал богу душу
и не согрешил.
- 200. ЕЩЕ БОЛЬШИЙ ПОДВИГ
Один отшельник достиг такой святости, что спокойно жил среди
зверей, и они его не трогали, кормил их детенышей, и звери не
причиняли ему зла. Когда его увидел один из отцов монастыря, он
сказал:
- Если ты хочешь достичь еще большего совершенства - иди в
монастырь и попробуй ужиться со святыми братьями...
Этим он намекал, что жить с монахами труднее, чем с дикими
зверьми.
- 201. МЕДНАЯ СТЕНА
Отец Фома говаривал:
- Низменные страсти - медная стена между богом и человеком.
- 202. СОГЛАСНО БОЖЬЕМУ ЗАВЕТУ...
Отец Фома и его братья, когда к ним пришла родная мать, дабы их
повидать, не разрешили ей войти в свои кельи и даже не разговаривали с
ней. Они действовали так, ибо соблюдали божий завет, гласящий: "Тот,
кто любит отца своего или мать свою больше меня - не достоин меня".*
(* Евангелие от Матфея, глава X, стих 37.)
- 203. НЕ В АСКЕТИЗМЕ СУТЬ
Отец Аммон-девственник пришел однажды к отцу Антонию и сказал
ему:
- Я знаю, что мой аскетизм превышает твой. По чему же твое имя
славится на свете больше моего?
Отец Антоний ответил ему:
- Потому что я люблю бога сильнее, чем ты.
- 204. АНТИПОДЫ
Отец Арсений ежегодно по одному разу пробовал все фрукты, для
того чтобы иметь повод произносить соответствующее благословение.
Отец Эвагри, в противоположность ему, вообще не ел фруктов и
никакой зелени.
- 205. КАК ПОБОРОТЬ ДУРНЫЕ МЫСЛИ
Отец Фома говаривал:
- Подобно тому как змеи и скорпионы, помещенные на долгое время в
сосуд, в конце концов погибают, так и дурные мысли, тревожащие сердце
отшельника, погибают и исчезают, если он не дает им осуществиться.
- 206. НЕПРОШЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Отец Иаков говаривал:
- Если человек поучает своего ближнего без всякой просьбы с его
стороны, это равносильно тому, что он обличает его в невежестве.
- 207. НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ
Отца Сисоиса спросил один из братьев:
- Почему ты не достиг такой степени святости, как Антоний?
Ответил ему старец:
- Будь у меня хоть одна мысль из тех, какие осеняют отца Антония,
я был бы подобен огненному столпу.* (* Огненный столп - символ
божественной святости.)
- 208. ПУСТЫНЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ
У одного старца спросил один из братьев:
- Когда я нахожусь в пустынном месте и наступает время молитвы,
должен ли я вернуться в монастырь?
Ответил ему старец:
- Нет, брат мой. Разве тот, кто находится в богатстве, должен
вернуться к бедности?
Он намекал на то, что в пустынном месте все помыслы человека
далеки от мирских дел и устремлены к богу.
- 209. АММОН И ЕГО НЕВЕСТА
Рассказывают о святом Аммоне-девственнике:
Когда родители заставили его жениться, то в ночь свадьбы, прибыв
со своей невестой на пиршество, Аммон вынул из-за пазухи книгу
апостола Павла и увещевал девушку. Он обучал ее словами апостола о
девственности. Он говорил:
- Лучше мужчине не приближаться к женщине. Я хочу, чтобы все люди
жили в чистоте, как я.
И еще он сказал:
- Женщина, которая не выходит замуж, пребывает в думах о боге,
дабы стать святой телом и духом.
Подобными словами он уговаривал невесту, и они сделали свое тело
храмом святого духа.
- 210. НЕ ВИТАЙ В ОБЛАКАХ
Один из старцев говаривал:
- Если ты видишь молодого человека, который своими помыслами
устремлен к небесам, хватай его за ногу и тяни на землю.
- 211. ВЕРХ СВЯТОСТИ
Один из отшельников до такой степени иссушил свое тело постом и
ночными бдениями, что сквозь его ребра просвечивало солнце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий