пятница, 26 февраля 2010 г.

Меня вполне устраивало количество книг, прочитываемых мне папой.

Одно из самых мучительных воспоминаний моего детства - уроки чтения. Да-да, именно чтения. Меня вполне устраивало количество книг, прочитываемых мне папой. Все остальное я могла придумать сама, не напрягая глаза и извилины в попытках разобрать странные значки на странице.

Но бабушка думала иначе. Поэтому ежеденевно я проводила час, стоя на табуретке перед столом, уставившись ненавидящим взглядом в потрепанную желтую книжку "Бабушкин дедушка" и озвучивала, в час по чайной ложке, бесконечную сказку про Джека и бобовое дерево.

Естественно, потом я вспоминала эти уроки с благодарностью (смешанной с нервной дрожью), однако привычка додумывать продолжения и вариации на основании небольшого отрывка остались. Бывает, что я сразу придумываю себе нужную развязку, пролистывая оставшиеся страницы лишь из чувства долга. Часто читаю невнимательно, отслеживая только интересующие меня линии. Исключения составляют книги с очень хорошим языком - Умберто Эко, Толкиен, Достоевский - которые при всем желании пролистать не получится.

До курса зарубежной литературы на РГФе я вообще подспудно считала, что в каждой книге процентов 40 написано, чтобы "забить эфир" и заставить читателя нетерпеливо ерзать не стуле в ожидании развития сюжета. Какое там создание атмосферы, какие там намеки, параллели и аллегории! Сказать, что мне сейчас стыдно за такие взгляды - ничего не сказать.

Все, происходящие с героями, я принимаю близко к сердцу и за чистую монету (такое бы понимание да к живым людям...). При этом среди любимцев, как правило, числятся персонажи с тяжелой судьбой. Если герой пришелся мне по душе, скорее всего, он умрет - это я поняла, еще прочтя историю Троянской войны, в которой болела за Трою. Тенденция продолжается вплоть до текущего момента - нетрудно угадать, кто завоевал мое сердце в "Гарри Поттере".

С такими привычками сложно сохранять любовь к чтению. Но это как близорукость - раз приобретя, уже не избавишься. Выход был под рукой - придумывать. Конечно, это не очень красиво по отношению к автору, но черт возьми! - почему Андрей Болконский обязательно должен был умереть? Почему Элиза Дулитл обязательно должна была хлопнуть дверью? Почему миледи не могла оставить мушкетеров с носом и "выйти на пенсию" где-нибудь на юге Франции?

Мне часто кажется, что жизнь литературных героев мне интереснее своей собственной. Это неправильно и да, я буду это как-то исправлять. Но сомневаюсь, что когда-нибудь избавлюсь от привычки захлопывать книгу и думать: "Нет, это было совсем не так."

Комментариев нет:

Отправить комментарий